Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

"Речевое развитие на музыкальных занятиях"

Автор: Першина Татьяна Александровна
|Должность: музыкальный руководитель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
"Речевое развитие на музыкальных занятиях"
Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. В звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей , дети учатся слышать окружающий мир , выражать муз звуками свои впечатления. Одним из важнейших и доступных видов муз деятельности является пение . Оно воздействует на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет выразить не только свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик. Уже в раннем возрасте дети неосознанно , непроизвольно реагируют на песню, не понимая ее содержания. Их глаза загораются, они улыбаются , делают движения руками. Затем музыка начинает вызывать осознанное отношение в связи с организацией познавательного опыта, накопление общих и специальных знаний из области музыки.
Расширяя познания дошкольников, развивая их умение мыслить, нельзя упускать такую важную задачу умственного воспитания как развитие речи. Ведущая роль здесь принадлежит песне, в которой слово и музыка неразрывны. Музыка привлекает внимание детей  к речевой основе, заставляет вслушиваться, вдумываться в содержание песни. Речевой образец, пояснения для установления единства слова и представлений, повторение с целью запоминания-- вот те методы, которые помогают в развитии речи  на муз занятиях
Работа, предусмотренная для обогащения словаря, побуждает у детей любознательность. На развитие словарного состава особенно благотворно влияет исполнение русских народных песен с их образностью и выразительностью. Постепенно речь детей украшается эпитетами, сравнениями . Изучение и применение в разговорной речи муз терминологии также способствует обогащению словаря детей . Они  свободно ориентируются в таких терминах, как характер, композитор, выступление , припев, проигрыш. Большое внимание уделяют  формированию у детей связной речи , точности и полноте изложения своих впечатлений , логике построения фразы.
Активизация речи продолжается в работе над музыкально - ритмическими движениями. Разучивание движений начинается с восприятия музыки, с ее анализа детьми. Это помогает детям правильно передать музыкальный образ в движении . С этой целью предлагаю такое задание: послушаем музыку , определяем характер и показываем его в движении  .
Музыкальные ощущения и представления являются опорой для муз мышления , которое конкретизируется словами и осуществляется через  понятия и суждения . Дошкольникам доступна самая легкая форма оперирования понятиями- сравнение .
Приучая детей вслушиваться в музыку, размышлять о  ней , мы тем  самым активизируем эмоциональную, мыслительную и речевую деятельность детей. Важно научить детей передавать голосом различный характер музыки. Этому помогают творческие задания:
1 "Что ты хочешь, кошечка?" - дети должны ответить на этот вопрос различной интонацией (жалобно, сердито, радостно , грустно)
2 "Котик и козлик" - спеть в образе хитрого котика и сердитого козлика
3"Колыбельная и марш " - импровизировать простейшие мелодии в характере марша и колыбельной
Крайне необходимо, чтобы воспитатели продолжали  закреплять полученные на муз занятиях умения и навыки . Музыка должна входить в жизнь детей не от случая к случаю, а быть постоянным явлением в работе  воспитателя.    
Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 02.03.2016   |   Изменено: 02.03.2016 11:00:48
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Стихотворение Мезина Елизавета «Ветер войны».
Фотографии