Ссылки

Вопросы и ответы

Выберите категорию вопросов:

24.10.2016
«Ошибки, которые нельзя совершать»
Ответ:
Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребёнком. И часто это получается. Но бывают моменты, когда поведение ребёнка ставит в тупик, раздражает; и мы делаем что-то такое, из-за чего бывает стыдно, неуютно, и начинаешь ругать себя и клятвенно обещать себе, что этого впредь не случится. Итак, какие же ошибки мы совершаем? Ошибка первая - безразличие ("Делай что хочешь, мне все равно") Мнение родителей: Когда я был маленьким, со мной не сюсюкались. Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет самостоятельным. Мнение психологов: Ребёнок, чувствуя ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно "настоящее". Проверка, возможно, будет заключаться в совершении проступков. Ребенок ждет, последует ли за такой поступок критика или нет. Получается, что вы оба <бегаете по замкнутому кругу>. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Ошибка вторая - слишком много строгости ("Ты должен делать то, что я тебе сказала. Я мама, я в доме главная") Мнение родителей: Дети всегда должны слушаться родителей - это самый важный в воспитании принцип. Альтернативы здесь не допустимы. Не важно, сколько ребенку лет, старшеклассник он или дошкольник. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Мнение психологов: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и игнорировать все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. В случае необходимости можно сказать так: "Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим - почему и зачем". Ошибка третья - детей надо баловать ("Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам" ) Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство - так быстротечно, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. Мнение психологов: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Излишняя опека и забота в дальнейшем может привести к проблемам. Когда родители буквально предугадывают каждое движение, каждый вздох, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Скорее, наоборот - он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. "Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу", - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну. Ошибка четвёртая- навязанная роль ("Мой ребенок - мой лучший друг" ) Мнение родителей: Ребенок - главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как настоящий взрослый. Мнение психологов: Взрослые проблемы не должны ложиться на плечи детей. Недопустимо втягивать их в конфликты, межличностные отношения взрослых людей. Дети устроены так, что им интересно всё. Конечно же, они будут выслушивать вас столько, сколько вы захотите. Скорее всего, они примут вашу сторону. Малыши готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными. Ошибка пятая - денежная ("Больше денег - лучше воспитание" ) Мнение родителей: У нас маленькая зарплата. Нет достаточных средств, чтобы позволить побаловать ребёнка. Если бы у нас было больше денег, мы дали ребёнку всё и сделали его более счастливым. Мнение психологов: Любовь не купить за деньги - звучит довольно банально, но это так. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Буквально вытягиваются в струночку, чтобы у их ребёнка было ничуть не хуже, чем у других. Но такие родители не должны чувствовать угрызения совести за то, что не могут исполнять все желания своего дитяти. На самом деле внимание, ласка, совместные игры и общение намного важнее содержимого кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для родителей самый-самый. Ошибка шестая- наполеоновские планы ("Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, фигурным катанием). Он не должен упустить свой шанс" ) Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься балетом, учиться игре на пианино или играть в теннис, но у них не было такой возможности. И теперь главная цель пап и мам - дать детям самое лучшее образование. Не важно, если малышам этого не очень-то и хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. Мнение психологов: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. Родители сами провоцируют такое <неблагодарное> поведение детей. Ведь часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, всего лишь амбиции мамы или папы, но никак не истинное желание ребёнка. Пока малыш еще маленький, он слушается взрослых. Взрослея, желает вырваться из <крепких объятий> родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - это может быть и прием наркотиков, и просто увлечение тяжелым роком в ночные часы. Возникает ситуация непонимания, отчуждения, обиды со стороны взрослых. Поэтому, прежде чем решить что-то за ребёнка, прислушайтесь к его интересам. Понаблюдайте за его поведением и настроением, постарайтесь понять: нравится ли ему то, чем он занимается. Не превращайте жизнь ребёнка в удовлетворение собственных амбиций. Ошибка седьмая - слишком мало ласки ("Поцелуи, объятия и прочие нежности не так уж и важны для ребенка" ) Мнение родителей: Многие взрослые считают, что ласки (поцелуи с мамой, объятия с папой) в детском возрасте могут привести в дальнейшем к проблемам в сексуальной ориентации. Короче, никаких объятий и поцелуев. Есть более нужные и серьезные вещи. Мнение психологов: Дети любого возраста стремятся к ласке, она помогает им ощущать себя любимыми и придает уверенности в своих силах. Есть мнение, что за весь день ребёнок должен получить не менее 10 прикосновений (поглаживание по голове, объятие, поцелуи) для хорошего самочувствия и хорошего настроения. В противном случае ребёнок может испытывать эмоциональный голод и думать. Что его не любят. Ошибка восьмая - ваше настроение ("Можно или нет? Это зависит от настроения" ) Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, <так себе настроение>. Как часто взрослые "выпускают пар" на ребенка! Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом сделать вид, что ничего не произошло или купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: "Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое, - постарайся быть ко мне снисходительным". Ошибка девятая - слишком мало времени для воспитания ребенка ("К сожалению, у меня совсем нет времени для тебя") Мнение родителей: Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Мнение психологов: Взрослые часто забывают простую истину - если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
Свернуть
Автор: Любавина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
22.07.2016
Особенности речи детей 4-5 лет.
Ответ:
Особенности речи детей 4-5 лет Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. У детей 4 – 5 лет отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Дети начинают выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Взрослым, нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 4-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду. Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что нужно обратить внимание? 1. Объем и характеристика словаря 2. Состояние грамматического строя. 3. Состояние звуковой культуры речи. 4. Особенности связной речи. 1. Словарь. Основная задача – расширять и активизировать словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). 2. Формирование грамматического строя речи. Основная задача - упражнять детей в употреблении имен существительных во множественном числе. Учить образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?; с предлогом без). Согласовывать числительное с существительным. Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола (хотеть). Упражнять в употреблении притяжательного местоимения (мой). Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно- ласкательных и других суффиксов: брат – братик, сестра – сестренка. Учить образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где выполняются действия. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить составлять из слов словосочетания и предложения. 3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. Основная задача - развивать фонематический слух. Мы учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не выделяется; осуществлять выбор из двух предметов с заданным звуком. 4. Связная речь. Основная задача - научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы; познакомить с простыми приемами запоминания; развивать логическое мышление; уметь формулировать свою мысль; уметь понимать речь окружающих Ребенок в возрасте 4 года должен говорить предложениями, в том числе сложноподчиненными. Задача родителей в этот период – чаще разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В 5 лет ребенку уже следует употреблять все грамматические формы с нечастыми ошибками. При этом сама речь должна быть связной. ПОМНИТЕ! • Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
Свернуть
Автор: Рыбкина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
14.07.2016
В чем суть системы Монтессори?
Ответ:
Это система свободного воспитания. Но сразу стоит оговориться, потому что традиционно под свободой понимают анархию. А свобода это другое. Это то, что Мария Монтессори называла "свобода в дисциплине". Где же сходятся, казалось бы, две противоположности: свобода и дисциплина? Основные периоды особого интереса к чему-либо у ребенка проходят до шести лет. Период особого интереса к порядку и постоянству длится от о до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания в среднем около 2-2,5 лет. Большинство родителей хотят реализовать в ребенке свои нереализованные мечты. А ребенок индивидуален. И тот выбор, который он делает, не случаен. Он соответствует той программе саморазвития, которая в нем заложена от рождения. Ничего не надо навязывать ребенку, надо лишь наблюдать и помогать раскрыться тем талантам и наклонностям, которые заложены природой. Отсюда и девиз системы Монтессори - Помоги мне это сделать самому! Когда в семье появляется малыш, так хочется дать ему все самое лучшее. Молодые мамы с завидным рвением изучают новомодные методики раннего развития, скупают книжные новинки и тщательно изучают публикации по детской психологии. Но все это замечательно, если вы успели качественно подготовиться к рождению ребенка. Родители узнают о теориях раннего развития уже после рождения малыша, и пока изучают специальную литературу и готовят нужный для занятий материал, дети успевают значительно подрасти, и получается, что применять какую-либо методику уже поздновато... Но при всем при этом, ребенка очень хочется развивать, очень хочется помочь ему открыть в себе таланты и способности. Дети приходят в детский сад. Монтессори-материалами групповая комната разделена на зоны деятельности: развитие крупной моторики, упражнения в установлении причинно-следственных связей, сенсорное развитие, мелкая моторика, упражнения с водой, зона продуктивной и изодеятельности, развитие речи. Малыш сам выбирает, чем ему хочется заняться, во что поиграть. При этом маленький исследователь получает представления об окружающем мире, форме и цвете, весе и высоте... А главное такие занятия развивают ребенка, его логическое мышление, способности, самостоятельность. Монтессори-группа охватывает множество зон: - зона практической жизни - особенное значение имеет для маленьких детей (2,5 - 3,5). Здесь расположены материалы, с помощью которых, ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ваш ребенок научится самостоятельно одеваться. Пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол, и т. п. - зона сенсорного развития - дает ребенку возможность использовать сбои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей. - зоны языковая, математическая, географическая, естественнонаучная обеспечены материалами, основной целью которых, является умственное развитие ребенка. Развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук. Поэтому многие материалы и пособия в зоне языкового развития направлены именно на совершенствование мелкой моторики. На занятиях используются такие игры: Рамки-вкладыши – это пособие универсально и относится не только к зоне языкового развития. Рамки-вкладыши – это различные фигуры (от геометрических форм до контуров животных) и рамки. У вкладышей есть маленькая ручка для удерживания и перемещения фигурки. Малыш подбирает к каждой рамке соответствующую фигурку. И фигурку, и рамку можно обводить карандашом и получать различные рисунки. Крутящиеся диски – этот дидактический материал представляет собой два диска разного диаметра с зазубренными краями и ручками для их вращения. Ребенок берет ручку и вращает оба диска.Пособие готовит руку к письму, развивает координацию. Шнуровки – шнуровки Монтессори сделаны из дерева, твердого картона или пластика. Игрушки могут быть различной формы, шнурки – разной длины. Одна из наиболее простых игр шнуровок, которая отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой. Выполнена обычно из дерева. Играя со шнуровками, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость, готовит руку к письму. Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод включает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. С помощью метода квалифицированный воспитатель обеспечивает совершенное руководство в работе с детьми. Монтессори-система дает вашему ребенку основа¬тельную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.Девиз методики Монтессори: "Помоги мне сделать это самому!" И главная задача воспитателей и родителей - помочь ребенку найти свою собственную индивидуальность! Все мы хотим видеть наших детей счастливыми, умными, самостоятельными, коммуникабельными, умеющими легко сходиться с людьми и адаптироваться к жизни в обществе. Сделайте жизнь своего ребенка интересной, разнообразной и насыщенной!
Свернуть
Автор: Любавина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
04.05.2016
Как воспитать вежливого человека?
Ответ:
Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно обществу, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо с раннего детства. Но не стоит заставлять его это делать. Существует несколько способов, которые помогут в решении данной проблемы. Личный пример. Самый простой способ научить малыша здороваться - это пример самих родителей. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, - здоровайтесь с ними первыми и громко. Ребенку останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия. Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Или придумайте сами сказку «Что случится, если люди перестанут здороваться?». Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали «Здравствуйте!», ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов в детском саду. Похвала для маленьких детей - замечательный стимул осваивать правила поведения. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы «Мне понравилось, как ты поздоровался с …» или «Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!» Помогут принять детям правила человеческой жизни. Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.
Свернуть
Автор: Шинкарева Лариса Петровна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
04.05.2016
«Двигательный режим в ДОУ»
Ответ:
Базовой ценностью и необходимым условием полноценного психического, физического и социального развития ребенка является здоровье. Условия детского сада должны соответствовать возрастным потребностям роста и развития ребенка и обеспечивать его гармоничное развитие, обучение и воспитание. Одним из самых важных и мощных естественных стимуляторов роста и развития ребенка в детском саду является двигательная активность, которая оказывает влияние на формирование физиологических систем организма. Выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребенка и его психики обеспечивает правильная организация физического воспитания дошкольников в повседневной жизни. Двигательная активность способствует: - повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; - росту физической работоспособности; - нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем; - появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: - утренняя гимнастика; - физкультминутки; - закаливающие процедуры; - повседневная работа по физическому воспитанию дошкольников (подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная работа детей различными видами физических упражнений, прогулки). Утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика является обязательной частью ежедневного режима ребенка в детском саду. Она предполагает совокупность специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее воздействие на организм занимающихся в целях укрепления здоровья, развитие двигательных умений и качеств, совершенствование двигательных способностей с учетом физической нагрузки на организм, также она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию. Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: - традиционный комплекс утренней гимнастики с предметами и без них; - гимнастика с использованием полосы препятствий; - дыхательная гимнастика; - упражнения йоги; - гимнастика в сюжетной форме. Физкультминутки. Значение физкультминутки (кратковременные физические упражнения) заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путем двигательной активности, снимающей утомления, восстанавливающей эмоционально — положительные состояния психики. Закаливающие процедуры. Закаливающие процедуры в сочетание с физическими упражнениями также играют немалую роль в физкультурно-оздоровительных мероприятиях. В дошкольных учреждений в целях закаливания детей используется воздушные ванны, водные процедуры и солнечные ванны. Повседневная работа по физическому воспитанию дошкольников: Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляется в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и с небольшими группами, физкультурные праздники, самостоятельные занятия. Подвижные игры способствуют всестороннему развитию детей, содействуют оздоровления организма, обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведения, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу. Самостоятельная деятельность детей: Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения. Вся многообразная двигательная деятельность детей проходит под руководством воспитателя. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка ее, соблюдения всего двигательного режима.
Свернуть
Автор: Батракова Виктория Анатольевна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
24.03.2016
"Идти ли малышу в дошкольное учреждение?"
Ответ:
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко. Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то - в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел. И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но, в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств. Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Родителям необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность родители обязательно должны ему предоставить. Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться. С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы. Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. И если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. В дошкольном учреждении с ним будут заниматься рисованием, лепкой, конструированием, развитием речи, музыкой и физкультурой. Могут ли родители дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад? В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если родители действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - не интеллектуальное или физическое развитие ребенка, а создание малышу необходимых условий для его социального развития. Выше уже говорилось о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если родители не хотят отдавать малыша в садик, то им нужно хорошенько продумать, каким именно образом они предоставят ребенку эти возможности. «Домашний» ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника - а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой. Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте - общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди - в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками). Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, - вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы - пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!
Свернуть
Автор: Любавина Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
23.03.2016
Как помочь ребенку в сенсорном развитии
Ответ:
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам - чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию. Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом. Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового. Нередко можно слышать от мамы, что годовалый малыш постоянно сует свой маленький любопытный носик в каждый уголок знакомого и незнакомого пространства. И неудивительно, ведь раннее детство ребенка характеризуется постоянным процессом познания окружающего мира. Это нам взрослым все давно известно и знакомо, а маленький исследователь делает важнейшие открытия в своей жизни. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, вот почему ему мало увидеть и услышать, но нужно еще потрогать и даже попробовать. В педагогике процесс освоения окружающего мира через ощущения и восприятия называется сенсорным развитием. Этапы сенсорного развития Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше. Поэтому сенсорное развитие детей условно делят на два этапа: ранний и дошкольный. Сенсорное развитие детей раннего возраста происходит благодаря активно развивающемуся мозгу. Именно в раннем детстве так важно для малыша накопить знания о внешних свойствах предметов: форма, цвет, размер, запах, вкус и т.д., что важно для дальнейшего развития его памяти, речи и мышления. Целью сенсорного обучения не является машинальное запоминание названий цветов или форм, но формирование умений использовать общепринятые образцы при оценке свойств предметов и веществ. Игры на сенсорное развитие детей Ведущая роль в сенсорном воспитании детей отведена взрослым, но также важно, чтоб сам малыш чувствовал свою значимость и участие. Игры на развитие восприятия детей являются неотъемлемой частью сенсорного обучения. Именно играя, ребенок приобретает необходимый опыт. 1. Игры с геометрическими фигурами. Найти нужную фигуру среди других, распределить фигуры по цветовому признаку или размеру, составить картинку из фигур. Затем можно взять определенную фигуру и найти предметы интерьера похожие по форме и цвету, это поможет соотнести полученные знания с окружающим миром. 2. Игры на определение размера. Здесь можно привлекать в игру любимые игрушки малыша: построить домик для плюшевого мишки, подобрать к тарелкам для сказочных героев нужные по размеру ложки или одеть кукол в подходящие по размеру одежды. 3. Игры на подражание. Предложите ребенку улыбнуться, нахмурить брови, надуть щечки, а затем можно прочитать потешки, выполняя движения по ходу текста. 4. Игры на восприятие. Дайте ребенку потрогать различные по ощущениям предметы – махровое полотенце, шершавую губку, шелестящую бумагу. А затем повторите это упражнение с закрытыми глазами и попросите малыша вспомнить ощущения. Привлекайте в игру не только игрушки: кубики, пирамидки, конструкторы, мозаики, но и «взрослые предметы», которые так влекут малышей. Кастрюли, крышки, пуговицы отлично подойдут для игр на определение цвета и размера. Отдельно можно выделить игры на свежем воздухе. Во время прогулки обратите внимание на цвет и размер проезжающих машин, на величину и цвет домов, на количество деревьев и столбов. Если в раннем детстве ребенок знакомится и усваивает сенсорные эталоны, то особенностью сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование общепринятых эталонов и более глубокие познания признаков каждого предмета. Например, обучение цветов дополняется введением оттенков, к изучению геометрических форм добавляется формирование письменных навыков (обведение по контурам), и т.д. Такие приемы способствуют развитию элементарных аналитических способностей. Планомерное воспитание сенсорной культуры ребенка с раннего возраста является основой для его успешной учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Количество. Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один - много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления. Величина. Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» - «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя». Медведи – высота, кровати – длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу. Форма. Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» - коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прчтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами. Цвет. Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его. Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы: • различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная вода») • зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета. • закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню») Знакомство детей с цветом можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду). Развитие пространственных представлений. Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.) Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно - развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д. Используемая литература: Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Н.Я.Большунова «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки» Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие»
Свернуть
Автор: Бочкарева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"

Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Мы выстраиваем индивидуальную траекторию обучения каждого ребенка
Ирина Бачкова
Когда нужно обращаться к логопеду
Инна Кутузова
Нужны ли образовательному учреждению соцсети: практический опыт
Оксана Никитина
Все статьи
Персонифицированное дополнительное образование
Видео
Стихотворение Чевтайкина Ульяна «Летела с фронта похоронка»
Фотографии