Ссылки
Кружки, секции, клубы
Стоимость занятий: бесплатно
Друзья природы
Руководитель:
Баклина Валентина Николаевна
Расписание занятий:
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1540 - 1610 |
Адрес: г. Саранск, ул. Степана Разина 40а
Телефон: +7-8342-24-43-33
Телефон: +7-8342-24-43-33
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы «Друзья природы» (далее по тексту – Программа)
Руководитель программы Воспитатель первой квалификационной категории
Баклина Валентина Николаевна
Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад № 40» г. Саранск
Адрес организации исполнителя Республика Мордовия, г. Саранск ул. Степана Разина, д. 40 А
Цель программы Формировать у детей экологическую культуру и потребность изучать и познавать окружающий нас мир; развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой; формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Направленность программы
Программа направлена на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста, а также направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни
Срок реализации программы
3 года
Вид программы
Уровень реализации программы
Авторская
Дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы
Координация и контроль выполнения программы возлагается на админи-
страцию образовательного учрежде-ния, которая анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы и вносит предложения по их коррекции, координирует взаимодействие всех участников воспитательного процесса, информирует пе-дагогический коллектив, родителей о ходе выполнения программы
Ожидаемые конечные результаты программы
• Углубление знаний детей о расте-ниях, животных и природных яв-лениях.
• Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей в процессе ознакомления через практическую деятельность, наблюдения, опыты, ис-следовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
• Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Программа «Друзья природы» разработана на основе программы «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева). Она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников. Занятия объединены одним сюжетом, одной темой, что делает их для дошкольников более интересными и содержательными. Программа составлена с учетом образовательных возможностей. В ходе занятий дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней. Программа предусматривает участие дошкольников и их родителей в природоохранных проектах.
Одним из условий реализации данной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогов дополнительного образования, педагогического коллектива детского сада с родителями.
Программа «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Актуальность программы заключается в том, что дети учатся пра-вильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам, которыми они пользуются. Наряду с теоретическими знаниями дошкольники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.
Основные отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
– программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, она включает в себя разнообразные направления экологии;
– активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности воспитанников;
– природа рассматривается не только с биологической точки зрения, но и как объект эстетического восприятия, при обучении по программе используются фольклор, искусство и литература;
– многое из материала программы «Друзья природы» носит прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, различение съедобных и несъедобных грибов и ягод, практическая работа по охране природы и многие другие умения и навыки.
Новизна программы состоит в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность. Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, развешиваем скворечники на территории детского сада.
Данная программа экологического воспитания обеспечивает всесто-роннее развитие ребенка.
Цель программы:
Формировать у детей экологическую культуру и потребность изучать и познавать окружающий нас мир; развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой; формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи программы:
o Образовательные:
– расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
– формировать культуру поведения в природе;
– обогащать словарь ребёнка специальными терминами.
o Развивающие:
– развить общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
– развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
o Воспитательные:
– воспитать бережное отношение к природе, научить детей простей-шим правилам поведения в природе, сформировать у детей чувство ответ-ственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости её защиты;
– воспитывать позитивное отношение к природным ценностям;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходи-мость рационально относиться к компонентам неживой природы;
– прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Форма: кружок
Время проведения деятельности: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.
Длительность занятий в средней группе (4-5 лет) – 20 минут; в старшей группе (5-6 лет) – 25 минут; в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 минут.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без
специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми среднего, старшего и дошкольного возраста – 4-7 лет.
Условия реализации образовательной программы: программа разработана на три года, предназначена для детей среднего и старшего возраста.
Формы организации деятельности детей: групповая.
Основные формы работы с детьми:
– игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные;
– беседы с детьми;
– чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, дет-ских иллюстрированных энциклопедий;
– целевые прогулки, экскурсии;
– наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
– опыты, экспериментирование;
– проектная деятельность;
– продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– оформление выставок детского творчества, уголков природы.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельно-сти:
Словесный метод: беседа (опирается на сведения, уже известные де-тям); рассказ, объяснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания детей); обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы; демонстрация голосов птиц, звуков природы с применением аудиотехники; экскурсии, целевые прогулки; наблюдение.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы, опыты, экспериментирование; организация продуктивной деятельности де-тей.
Игровой метод: дидактическая игра; подвижная игра; воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием; загадывание и отгадывание загадок.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
4. Исследовательские методы обучения. Самостоятельная творче-ская работа детей.
Основные направления экологического образования:
– Познавательно-развлекательное направление ставит целью знаком-ство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
– Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
– Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
– Природоохранное направление – создание и уход за цветочными клумбами, изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
Содержание работы программы:
Программа рассчитана на три года обучения (для детей с 4 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по экологическому воспитанию.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьёзными умозаключениями.
Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Наименование программы «Друзья природы» (далее по тексту – Программа)
Руководитель программы Воспитатель первой квалификационной категории
Баклина Валентина Николаевна
Организация-исполнитель МДОУ «Детский сад № 40» г. Саранск
Адрес организации исполнителя Республика Мордовия, г. Саранск ул. Степана Разина, д. 40 А
Цель программы Формировать у детей экологическую культуру и потребность изучать и познавать окружающий нас мир; развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой; формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Направленность программы
Программа направлена на формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста, а также направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для детей способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни
Срок реализации программы
3 года
Вид программы
Уровень реализации программы
Авторская
Дошкольное образование
Система реализации контроля за исполнением программы
Координация и контроль выполнения программы возлагается на админи-
страцию образовательного учрежде-ния, которая анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы и вносит предложения по их коррекции, координирует взаимодействие всех участников воспитательного процесса, информирует пе-дагогический коллектив, родителей о ходе выполнения программы
Ожидаемые конечные результаты программы
• Углубление знаний детей о расте-ниях, животных и природных яв-лениях.
• Повышение и пропаганда экологической культуры и экологического сознания детей в процессе ознакомления через практическую деятельность, наблюдения, опыты, ис-следовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
• Повышение уровня заинтересованности в защите и охране природы.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня – это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности.
Программа «Друзья природы» разработана на основе программы «Юный эколог» (автор С.Н. Николаева). Она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников. Занятия объединены одним сюжетом, одной темой, что делает их для дошкольников более интересными и содержательными. Программа составлена с учетом образовательных возможностей. В ходе занятий дети углубляют свои познания о природе и взаимосвязях в ней. Программа предусматривает участие дошкольников и их родителей в природоохранных проектах.
Одним из условий реализации данной программы является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогов дополнительного образования, педагогического коллектива детского сада с родителями.
Программа «Друзья природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Актуальность программы заключается в том, что дети учатся пра-вильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам, которыми они пользуются. Наряду с теоретическими знаниями дошкольники получают практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят.
Основные отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
– программа представляет собой многопредметную систему экологического образования, она включает в себя разнообразные направления экологии;
– активно используются нетрадиционные методы проведения занятий, которые требуют творческой активности воспитанников;
– природа рассматривается не только с биологической точки зрения, но и как объект эстетического восприятия, при обучении по программе используются фольклор, искусство и литература;
– многое из материала программы «Друзья природы» носит прикладной характер и используется детьми в их дальнейшей жизни. Например, различение съедобных и несъедобных грибов и ягод, практическая работа по охране природы и многие другие умения и навыки.
Новизна программы состоит в объединении биологического, психологического, творческого подхода к изучению природных объектов и использование игровых элементов, способствующих поддержанию интереса в изучении, охране природы и исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность. Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально-положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности, в поступках детей. Детям необходимо овладеть умениями по уходу за растениями и животными. Все трудовые операции должны быть осознанными, у ребенка должно возникать «свое» желание выполнять эти трудовые операции. Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, развешиваем скворечники на территории детского сада.
Данная программа экологического воспитания обеспечивает всесто-роннее развитие ребенка.
Цель программы:
Формировать у детей экологическую культуру и потребность изучать и познавать окружающий нас мир; развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой; формировать ответственное отношение к родной природе и готовности к активным действиям по ее охране.
Задачи программы:
o Образовательные:
– расширить знания об окружающем мире, природе, географии;
– формировать культуру поведения в природе;
– обогащать словарь ребёнка специальными терминами.
o Развивающие:
– развить общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно-следственные связи;
– развивать внимание, память, логическое и пространственное мышление;
– развивать мелкую моторику рук;
– развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
o Воспитательные:
– воспитать бережное отношение к природе, научить детей простей-шим правилам поведения в природе, сформировать у детей чувство ответ-ственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости её защиты;
– воспитывать позитивное отношение к природным ценностям;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходи-мость рационально относиться к компонентам неживой природы;
– прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.
Форма: кружок
Время проведения деятельности: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.
Длительность занятий в средней группе (4-5 лет) – 20 минут; в старшей группе (5-6 лет) – 25 минут; в подготовительной группе (6-7 лет) – 30 минут.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без
специального отбора.
Возраст детей: программа рассчитана на работу с детьми среднего, старшего и дошкольного возраста – 4-7 лет.
Условия реализации образовательной программы: программа разработана на три года, предназначена для детей среднего и старшего возраста.
Формы организации деятельности детей: групповая.
Основные формы работы с детьми:
– игры дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные;
– беседы с детьми;
– чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, дет-ских иллюстрированных энциклопедий;
– целевые прогулки, экскурсии;
– наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
– опыты, экспериментирование;
– проектная деятельность;
– продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
– оформление выставок детского творчества, уголков природы.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельно-сти:
Словесный метод: беседа (опирается на сведения, уже известные де-тям); рассказ, объяснения (используется, когда излагаются сведения, не опирающиеся на предыдущие знания детей); обсуждение (впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание (участие в выставках, конкурсах); привлечения индивидуального опыта ребёнка; чтение литературы.
Наглядный метод: наглядные материалы; демонстрационные материалы; демонстрация голосов птиц, звуков природы с применением аудиотехники; экскурсии, целевые прогулки; наблюдение.
Практический метод: познавательно-исследовательские работы, опыты, экспериментирование; организация продуктивной деятельности де-тей.
Игровой метод: дидактическая игра; подвижная игра; воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием; загадывание и отгадывание загадок.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные методы обучения. При таком методе обучения дети воспринимают и усваивают готовую информацию.
2. Репродуктивные методы обучения. В этом случае учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
3. Частично-поисковые методы обучения. Участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.
4. Исследовательские методы обучения. Самостоятельная творче-ская работа детей.
Основные направления экологического образования:
– Познавательно-развлекательное направление ставит целью знаком-ство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
– Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
– Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
– Природоохранное направление – создание и уход за цветочными клумбами, изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
Содержание работы программы:
Программа рассчитана на три года обучения (для детей с 4 до 7 лет), содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по экологическому воспитанию.
В основе программы лежат следующие принципы:
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьёзными умозаключениями.
Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
Требования к участникам
- 4-7 лет
Тренерско-преподавательский состав
- Баклина Валентина Николаевна, воспитатель
Дополнительная информация
Создано: 19.12.2021 19:21:33 | Изменено: 19.12.2021 19:23:56