Ссылки

Кружки, секции, клубы

Стоимость занятий: 25 рублей (одно занятие) руб. / мес.

Калейдоскоп

Руководитель:
Краснощекова Татьяна Яковлевна, Зубарева Яна Владимировна
Расписание занятий:
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
- - - - - - -
Адрес: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №40"
Телефон: 88342241679
Пояснительная записка
Ранний возраст - это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
В работе с детьми раннего дошкольного возраста педагоги испытывают наибольшие трудности. Так, если при традиционных формах работы на первом плане в ясельных группах была забота о здоровье, формирование культурно – гигиенических навыков, то теперь пользоваться ложкой и салфеткой учат в семье (или могут научить). Поэтому возникает необходимость выделить в содержании работы с малышами аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла острая педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают цветовые спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленое, сладкое, горькое, кислое). В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие запахи. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторые время после восприятия предмета.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, мы сделали вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Направленность дополнительной образовательной программы
Направленность программы «Калейдоскоп» по содержанию является - социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации – подгрупповой.
Программа дополнительного образования детей направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Программа разработана  в  соответствии  с Федеральным государственным стандартом,  составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 2-3 лет.
Новизна программы
Новизна программы состоит в том, что данная программа разработана для детей раннего дошкольного возраста. В процессе разработки программы были модифицированы существующие игры на развитие восприятия и моторики, а так же представлены авторские дидактические игры и комплексные занятия.
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена тем, что во все времена, сенсорное развитие было и останется востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Это подтверждается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования», где прописано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)».
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность программы решает основную идею комплексного сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить сенсорные способности дошкольников, раскрыть для них новый чудесный мир через сенсорные эталоны. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Данная программа опирается на опыт педагогов, занимающихся обучением и воспитанием детей раннего дошкольного возраста по развитию сенсорных эталонов: Пилюгина Э. Г.,  Венгера Л. А., Винникова Г. И., Янушко Е. А., Башаева Т. В.
Кроме    этого,    программа   опирается    на   Закон   РФ   «Об   образовании»,
нормативные документы и методические рекомендации по дополнительному образованию федерального и муниципального уровней.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается  в том, чтобы:
способствовать формированию сенсорных эталонов;
расширять имеющиеся у детей раннего дошкольного возраста знания.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
принципах обучения (индивидуальность, доступность, ре¬зультативность);
формах и методах обучения (занятия, игры, экскурсии, и т.д.);
методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, итоговых занятий и др.);
средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение детей)
Цель программы
Формирование представления о внешних свойствах  предметов и явлений: их форме, цвете, величине, особых свойств. Научить детей воспринимать такие сложные явления окружающего мира, как иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, движения, природа, музыка.
Задачи программы:
Образовательные:
дать детям представления о сенсорных эталонах, являющихся образцами основных     разновидностей     каждого     свойства:   6    -    7    цветов     спектра,
5 геометрических фигур, 3 градации величины;
сформировать начальные навыки составлять целое из 4-х разрезных картинок, складных кубиков;
учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
формировать слушать и различать звуки в окружающей обстановке;
учить различать количество предметов «один», «много»;
закрепить четкие представления о разновидностях каждого свойства.
Развивающие:
развитие мелкой моторики;
развитие познавательной способности, внимательности, наблюдательности;
развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие, усидчивость, доброжелательные взаимоотношения между детьми;
приобщать ребенка к здоровому образу жизни;
воспитывать умение слушать и понимать инструкции педагога.
Отличительные особенности
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы  от   уже  существующих  в   этой  области  заключаются  в  том, что используемое:
Оздоровительное  направление  предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития,  воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость  мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание  умения выражать свои эмоции. Развитие  и корректирование  зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в развитие сенсорных эталонов ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов,  формирование представлений об окружающем мире.
Форма: кружок    
Время проведения деятельности: вторая половина дня по расписанию ДОУ.
Продолжительность деятельности: 1 раз в неделю.
Длительность занятий в младшей группе (2-3 лет) -10 мин. (всего 32 занятия).
Количество участников: воспитанники группы.
Возраст   детей
Возраст    детей     участвующих    в     реализации    данной    дополнительной  
образовательной программы:  от  2  до  3  лет.  Численность  детей  в кружке делятся на подгруппы, для более качественного усвоения программы.
Так как наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин А.В. Запорожца).
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Успешность     умственного,     физического,    эстетического    воспитания    в
значительной  степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того
насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка 2 – 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо  материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.
Условия реализации образовательной программы
Срок реализации программы дополнительного образования рассчитан на 1 год обучения. Данный курс состоит из 32 занятия, продолжительность курса составляет 8 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 10 минут. Программа предназначена для педагогов и воспитателей дошкольных учреждения и адресована детям 2-3 лет.
Формы и режим занятий
Основные формы организации деятельности воспитанников на занятиях:
Подгрупповая.
Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:
1. Словесные методы обучения:
устное изложение;
беседа;
анализ текста.
2. Наглядные методы обучения:
показ иллюстраций;
показ, исполнение педагогом;
наблюдение.
3 Практические методы обучения
экскурсии, прогулки.
Основные формы проведения занятий:
игра - это ведущий вид деятельности в детском саду;
сказка;
развлечение;
диагностирование детей;
беседы с детьми;
оснащение предметно-развивающей среды;
чтение художественной литературы.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
ориентироваться в 6 – 7 цветах называть их, подбирать по образцу;
различают и называют некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
различают количество предметов (один, много);
умение группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
различать предметы контрастной величины (большой – маленький);
развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
развитие слуховой чувствительности: умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
собирать предметы в порядке возрастания и убывания (пирамидки, кубики, кольца);
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка);
начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Способы проверки успешности овладения учащимися содержания программы: диагностика 2 раза в год, итоговые занятия.

Требования к участникам

  • Дети 2-3 лет

Тренерско-преподавательский состав

  • Краснощекова Татьяна Яковлевна, воситатель
  • Зубарева Яна Владимировна, воспитатель
К списку
Создано: 15.12.2020 14:51:51   |   Изменено: 12.11.2021 15:16:28
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшей группы. Воспитатель: Столярова Инна Васильевна.
Фотографии